19 ОБЖ

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
на уровень среднего общего образования
(базовый уровень)

Разработчик: Горналова Л. В.,
Преподаватель-организатор ОБЖ

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее — Программа ОБЖ) позволяет учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная
ситуация, чрезвычайная ситуация — и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов
и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Рабочая программа обеспечивает:
 формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
 достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности;
 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
 подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В федеральной рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно
представлено двумя вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных
модулей (тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения
предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования.
В Гимназии используется Вариант 1 реализации содержания учебного предмета
ОБЖ.
Вариант 1
Модуль № 1 «Основы комплексной безопасности»
Модуль № 2 «Основы обороны государства»
Модуль № 3 «Военно-профессиональная деятельность»
Модуль № 4 «Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций»
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность»
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 7 «Основы здорового образа жизни»
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Модуль № 9 «Элементы начальной военной подготовки»

В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на
уровне среднего общего образования Федеральная рабочая программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей.
Материал, изложенный в модулях «Основы обороны государства», «Военнопрофессиональная деятельность», «Элементы начальной военной подготовки», поможет
юношам получить представление о службе в Вооружённых Силах Российской
Федерации и подготовиться к прохождению военных сборов. Главное, что при изучении
учебного предмета ОБЖ старшеклассники получают информацию о порядке постановки
на военный учёт, о том, как организуется допризывная подготовка юношей.
Для формирования практических навыков в области военной службы в
соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства
образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об утверждении
Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
и учебных пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней
продолжительностью 35 часов.
Рабочая программа предусматривает внедрение практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и
дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога
и практические действия обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов, и угроз безопасности России (резкий рост военной
напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает
приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных
обстоятельствах огромное
значение
приобретает
качественное
образование
подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской
идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для
обеспечения безопасности в повседневной жизни.

Актуальность
совершенствования
учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса
по
учебному
предмету
ОБЖ
определяется
системообразующими документами в области безопасности:
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года,
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой,
имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области
безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.
Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая
имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в
общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет
формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от
индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему
обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать
для
выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного
предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования. Изучение ОБЖ
направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски
развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию, закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого
развития общества и государства.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 68 ч (по 34 ч в
каждом классе).
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10
классах организуются учебные военные сборы. Согласно Приказу Министра обороны
Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации №
96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по
основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются и
проводятся преподавателями ОБЖ. На учебные сборы отводится 5 дней объёмом 35
учебных часов.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
 понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
 формирование
принципов
и
навыков
антиэкстремистского
и
антитеррористического поведения, нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для общества;
 формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим
проявлениям асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя
и окружающих пользоваться источниками информации, критически относиться
к источникам информации и их содержанию; формирование умения принимать
решения, анализировать ситуации с целью предупреждения опасных ситуаций
или избежания риска попасть в подобные ситуации;
 способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов в 10—11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
МОДУЛЬ № 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности.
Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в
стране.
Общие правила безопасности жизнедеятельности
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную
деятельность

Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры противодействия
вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия.
Явные и скрытые опасности современных развлечений молодёжи
Развлечения, носящие заведомо антиобщественный характер (зацепинг, руфинг,
диггерство и их опасности). Административная ответственность за занятия зацепингом и
руфингом. Ответственность за диггерство.
Развлечения, представляющие потенциальную опасность как жизни и здоровью
людей, так и обществу (паркур, селфи, флешмоб). Основные меры безопасности для
паркура и селфи. Ответственность за участие в флешмобе.
Как не стать жертвой информационной войны
Безопасность на транспорте
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания).
Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для
пешеходов, пассажиров, водителей.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, такси, маршрутном
такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Безопасное поведение на различных видах транспорта. Электросамокат. Питбайк.
Моноколесо. Сегвей. Гироскутер.
Основные меры безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности.
Административная и уголовная ответственность за нарушение правил при
вождении.
Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения.
Дорожная разметка и её виды (горизонтальная и вертикальная.) Правила
дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов.
Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и мер оказания первой
помощи.
Правила безопасного поведения на воздушном транспорте, на железнодорожном и
водном транспорте.
Как действовать при аварийных ситуациях на железнодорожном,
воздушном и водном транспорте.
Источники опасности в быту
Причины пожаров в жилых помещениях. Правила поведения и действия при
пожаре.
Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности для
исключения поражения электрическим током.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и хранения.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных
служб и взаимодействия с ними.
Информационная и финансовая безопасность
Информационная безопасность Российской Федерации. Угроза информационной
безопасности.
Информационная безопасность детей. Правила информационной безопасности в
социальных сетях. Адреса электронной почты. Никнейм.
Гражданская, административная и уголовная ответственность в информационной
сфере.

Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере.
Финансовая безопасность в сфере наличных денег, банковских карт.
Уголовная ответственность за мошенничество.
Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете.
Безопасность в общественных местах
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки.
Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Правила безопасного
поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в
случаях, когда потерялся человек.
Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы разрешения
конфликтных ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия
буллингу и проявлению насилия.
МОДУЛЬ № 2. «ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»
Правовые основы подготовки граждан к военной службе
Стратегические национальные приоритеты.
Цели обороны. Предназначение
Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска, воинские формирования, службы,
которые привлекаются к обороне страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация
воинского учёта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по
результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной
службе.
Допризывная подготовка.
Подготовка по основам военной службы в
образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего
общего образования. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям солдат,
матросов, сержантов и старшин в различных объединениях и организациях. Составные
части добровольной подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды
спорта. Спортивная подготовка граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации — гарант обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации
История создания российской армии. Победа в Великой Отечественной войне
(1941—1945). Вооружённые Силы Советского Союза в 1946—1991 гг.. Вооружённые
Силы Российской Феде-рации (созданы в 1992 г ).
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.
Угроза национальной безопасности Повышение угрозы использования военной
силы.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные
приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина
Российской Федерации.
Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации.
Виды и рода войск
Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в
Вооружённых Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.

Современное
состояние
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации.
Совершенствование системы военного образования Всероссийское детско-юношеское
военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация
вооружения, военной и специальной техники в Вооружённых Силах Российской
Федерации Требования к кандидатам на прохождение военной службы в научной роте.
МОДУЛЬ № 3. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выбор воинской профессии.
Индивидуальные качества, которыми должны обладать претенденты на командные
должности, военные связисты, водители, военнослужащие, находящиеся на должностях
специального назначения.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской
Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России
Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации
Ордена Российской Федерации — знаки отличия, почётные государственные
награды за особые заслуги.
Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинский долг.
Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и
приведения к Военной присяге (принесения обязательства).
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Вручение воинской части государственной награды.
Призыв граждан на военную службу
Воинская обязанность граждан Российской Федерации в мирное время, в период
мобилизации, военного положения и в военное время. Граждане, подлежащие (не
подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от призыва на военную
службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на
военную службу.
Поступление на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
МОДУЛЬ № 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНЫХ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021). Основные
направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного
имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные
подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России.
Общероссийская комплексная
система
информирования и оповещения
населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН.
Режимы функционирования ОКСИОН.

Гражданская оборона и её основные задачи на современном этапе
Подготовка населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых
гражданской обороне в общеобразовательных организациях.
Оповещение населения
о чрезвычайных ситуациях. Составные части системы оповещения населения Действия
по сигналам гражданской обороны Правила поведения населения в зонах химического и
радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийнохимически опасными веществами. Правила поведения при угрозе чрезвычайных
ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация
гражданского
населения и её виды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и частичная
эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. Использование медицинских
средств индивидуальной защиты
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения Защитные
сооружения гражданской обороны Размещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения.
Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приёмы
и
способы
выполнения спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах.
МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ»
Основные правила безопасного поведения на природе и экологическая
безопасность
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Ориентирование на местности. Современные
средства навигации (компас, GPS). Безопасность в автономных условиях.
Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические,
метеорологические,
природные
пожары).
Возможности
прогнозирования
и
предупреждения.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Нормы предельно
допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды
Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов
питания.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор) Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. Бытовые
приборы контроля воздуха TDS-метры (солемеры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые
дозиметры (радиометры). Бытовые нитратомеры.
Основные виды экологических знаков. Знаки,
свидетельствующие
об
экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды.
Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого
товара и его упаковки.
МОДУЛЬ № 6. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизм и терроризм – угрозы обществу и каждому человеку
Разновидности экстремистской деятельности.
Внешние
и
внутренние
экстремистские угрозы.

Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские объединения.
Терроризм — крайняя форма экстремизма. Разновидности террористической
деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные
сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в
сферу влияния неформальной группировки.
Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической
деятельности. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за
участие в экстремистской и террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне.
Национальный антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение
Основные задачи НАК Федеральный оперативный штаб.
Уровни террористической опасности.
Принятие решения об установлении
уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности,
общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем
террористической опасности.
Особенности проведения контртеррористических операций. Обязанности
руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для
проведения контртеррористической операции.
Экстремизм и терроризм на современном этапе
Внутренние и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления
экстремизма.
Виды современной террористической деятельности. Терроризм,
который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на криминальной основе.
Терроризм на национальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм.
Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность.
Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные
группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать
участником или жертвой молодёжных право-и леворадикальных сообществ.
Радикальный ислам — опасное экстремистское течение. Как избежать вербовки в
экстремистскую организацию.
Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную
организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение
подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство.
Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники.
МОДУЛЬ № 7. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности
Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и
формирования у него культуры безопасности, составляющей которой является ведение
здорового образа жизни.
Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение
нормативов ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель
здорового образа жизни — сохранение здоровья.
Рациональное питание. Вредные
привычки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества здорового образа
жизни. Способы сохранения психического здоровья.

Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на
репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека
и общества в целом на демографическую ситуацию страны.
Наркотизм — одна из главных угроз общественному здоровью
Правовые основы государственной политики в сфере контроля за оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их
незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и
общественной безопасности
Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными
веществами, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Профилактика наркомании.
Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуального негативного
отношения к наркотикам. Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ).
Первичная
профилактика
злоупотребления
ПАВ. Вторичная профилактика
злоупотребления ПАВ. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ.
МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ
ПОМОЩИ»
Освоение основ медицинских знаний
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Среда
обитания
человека.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка. Карантин.
Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и
прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике
неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика
инфекционных болезней. Вакцинация.
Биологическая безопасность. Биолого-социальные
чрезвычайные
ситуации.
Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при
возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Способы личной
защиты в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции
СOVID-19. Правила профилактики коронавируса.
Первая помощь и правила её оказания
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской помощи.
Уголовная ответственность за оставление пострадавшего, находящегося в
беспомощном состоянии, без возможности получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из
бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная
недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при
травмах и травматическом шоке.
Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и внутренние.
Правила оказания помощи при различных видах кровотечений.
Первая помощь при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах.
Первая помощь при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бытовой
химией, удобрениями, средствами для уничтожения грызунов и насекомых,
лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами.

Первая помощь при утоплении и коме.
Первая помощь при отравлении психоактивными веществами. Общие признаки
отравления психоактивными веществами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
МОДУЛЬ № 9. «ЭЛЕМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Основы военной службы
Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая
подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Оружие пехотинца и правила обращения с ним Автомат Калашникова (АК-74).
Основы и правила стрельбы.
Устройство и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная граната Ф-1
(оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5.
Действия в современном общевойсковом бою. Состав и вооружение
мотострелкового отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата.
Одиночный окоп.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою.
Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою.
Различные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя.
Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель.
Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Личностные результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться,
прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил
безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического
поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному
наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа
Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:

 сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение
всей жизни;
 уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
 сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности
как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
 готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма
и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
 готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
 сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества,
гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации,
прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и
флота;
 ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в
области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
 сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
 осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
 сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей,
общества и государства;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно
действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска
возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации,
смягчению их последствий;
 ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и
добровольчества.

Эстетическое воспитание:
 эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
 понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
 осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
 знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
 потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; осознание
последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
 готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
Экологическое воспитание:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности личности, общества и государства;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности
в
технических,
естественно-научных,
общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;

 понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
 способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно
действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях)
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
1) базовые логические действия:
 самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных
ситуациях;
 устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности,
выявлять их закономерности и противоречия;
 определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев
в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
 моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
 планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
 развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
2) базовые исследовательские действия:
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
 владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию
и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке
и защите проектных работ;
 анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом
установленных (обоснованных) критериев;
 раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в
повседневной жизни;
 критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;

 характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
 использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и
навыки в повседневную жизнь.
3) работа с информацией:
 владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности;
 создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
 владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
Предметные результаты:
Овладение универсальными коммуникативными действиями
1) общение:
 осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
 распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
 владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
 аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
 ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план,
распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
 оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической
значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.

Овладение универсальными регулятивными действиями
1) самоорганизация:
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях
 делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других
предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
 оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность;
контролировать соответствие результатов целям;
 использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации,
выбора оптимального решения.
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля
всего вокруг;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства.
Приобретаемый
опыт
проявляется
в
понимании
существующих проблем безопасности и способности построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны обеспечивать:
 сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов
их применения в собственном поведении;
 сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в
экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
 сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте;
знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на
практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте;

 знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их
на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
 владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой
помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и
неинфекционных
за-болеваний,
сохранения
психического
здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
 знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии;
 знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их
на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
 знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности;
 сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли
государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения
в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им;
знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической
опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического
акта,
при
совершении
террористического
акта,
при
проведении
контртеррористической операции;
 сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах
военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ
обороны государства и военной службы, прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской
обороны;
 знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области;
 знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о роли государства, общества и личности в
обеспечении безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематическое планирование
10 класс
Тематические
Основное содержание
Основные виды деятельности
блоки, темы
обучающихся
Модуль «Основы комплексной безопасности» (5 ч.)
1. Формирование культуры Характеризуют опасные ситуации
Глава 1.
безопасности
Формулируют определение
Культура
жизнедеятельности
понятия «культура безопасности
безопасности
населения.
жизнедеятельности»
жизнедеятельности
2. Личностный фактор в
Анализируют уровни
в современном
обеспечении
формирования культуры
обществе
безопасности
безопасности жизнедеятельности
(2ч)
жизнедеятельности
Определяют цели предмета ОБЖ
Анализируют роль личности в
формировании безопасного
поведения
Сравнивают понятия «опасность» и
«безопасность»
Усваивают общие правила
безопасности
Различают чрезвычайные ситуации
по причинам возникновения и их
последствия
3. Опасности вовлечения
Глава 2.
молодёжи и подростков
Опасности
в незаконные
вовлечения
протестные акции
молодежи в
противозаконную 4. Явные и скрытые
опасности современных
и
развлечений молодёжи
антиобщественную
5. Как не стать участником
деятельность
информационной войны
(2ч)

Глава 3.
Безопасность на
транспорте
(1ч)

6. Транспортная
безопасность
7. Правила безопасности
для участников
дорожного движения

Характеризуют публичные
мероприятия
Узнают систему согласования
публичных мероприятий
Усваивают правила безопасности
при вовлечении в публичные
мероприятия
Анализируют опасности
современных развлечений
молодёжи
Анализируют различные виды
опасности фейковых новостей
Знакомятся с основами
транспортной безопасности
Усваивают правила движения в
различных условиях (движение по
обочине; движение в тёмное время
суток)

Правила дорожного движения,
установленные для пешехода и
пассажира
Анализируют ситуации дорожного
движения и порядок действий при
дорожно-транспортных
происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с
одним или несколькими
пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим
количеством участников)
Модуль «Основы обороны государства» (4 ч)
8. Законодательство
Знакомятся с системой
Глава 4.
Российской Федерации
национальной безопасности России
Правовые основы
об обороне государства Объясняют структуру
подготовки
Вооружённых Сил Российской
граждан к военной 9. Законодательство
Российской Федерации о Федерации и их задачи
службе (4ч)
воинской обязанности и Усваивают систему организации
военной службе
обороны страны
10.Организация воинского Знакомятся с системой постановки
учёта
на военный учёт
11.Допризывная подготовка
Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (6ч)
12.Есть такая профессияХарактеризуют воинские
Глава 5.
Родину защищать
должности
Выбор воинской
13.Подготовка граждан по
Анализируют порядок освоения
профессии
военно-учетным
воинских должностей
(3ч)
специальностям
Сравнивают обязанности
14.Организация подготовки различных должностей
офицерских кадров для
Характеризуют порядок
Вооружённых Сил
подготовки офицерских кадров
Российской Федерации,
МВД России, ФСБ
России, МЧС России
15.Воинские символы и
Различают воинские символы и
Глава 6.
традиции Вооружённых военные ритуалы
Воинские
Сил Российской
Анализируют нормативную базу,
символы,
Федерации
устанавливающую воинские
традиции и
16.Традиции Вооружённых символы
ритуалы в
Сил Российской
Характеризуют воинские награды
Вооружённых
Федерации
Усваивают воинские традиции
Силах Российской
17.Ритуалы Вооружённых
Федерации
Сил Российской
(3ч)
Федерации
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных

ситуаций» (2ч)
18.Основы
Анализируют основы
Глава 7.
законодательства
законодательства Российской
Организация
Российской Федерации и Федерации в области защиты
защиты населения
основные направления
населения
от опасных и
по организации защиты Характеризуют права и
чрезвычайных
населения от опасных и обязанности граждан в области
ситуаций
чрезвычайных ситуаций зашиты населения
(2ч)
19.Права, обязанности и
Формулируют правила защиты от
ответственность
чрезвычайных ситуаций
гражданина в области
организации защиты
населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций
Модуль «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность» (4ч)
20.Источники опасности в
Изучают опасности в природной
Глава 8.
природной среде
среде и основные правила
Основные правила
21.Чрезвычайные ситуации поведения в природных условиях
безопасного
природного характера
Изучают алгоритмы правильных
поведения на
22.Экологическая
действий при защите от
природе и
безопасность и охрана
негативных факторов
экологическая
окружающей среды
чрезвычайных ситуаций
безопасность
23.Средства защиты и
природного характера
(4ч)
предупреждения от
Изучают задачи снижения уровня
экологических
загрязнения природной среды
опасностей
Характеризуют средства защиты от
экологических опасностей
Определяют классификацию
вредных веществ
Характеризуют средства защиты от
экологических опасностей
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму (4ч)
24.Сущность явлений
Характеризуют экстремистскую и
Глава 9.
экстремизма и
террористическую деятельность
Экстремизм и
терроризма
Характеризуют виды современной
терроризм –
террористической деятельности
угрозы обществу и 25.Противодействие
экстремизму и
Вырабатывают негативное
каждому человеку
терроризму и
отношение к деструктивным
(2ч)
ответственность граждан сообществам
в этой области
Формируют нетерпимое отношение
к любым проявлениям насилия
26.Общегосударственное
Характеризуют государственную
Глава 10.
противодействие
систему противодействия
Противодействие
экстремизму и
экстремизму и терроризму
экстремизму и
терроризму
Анализируют действие государства
терроризму
27.Деятельность
при угрозе террористического акта
(2ч)

государства при
Определяют уровни
реальной угрозе
террористической опасности
террористической
Анализируют порядок
опасности
контртеррористической операции
Модуль «Основы здорового образа жизни» (2ч)
28.Основы
Характеризуют систему правовой
Глава 11.
законодательства
регламентации здорового образа
Здоровый образ
российской Федерации в жизни
жизни как
области формирования
Объясняют преимущества
средство
здорового образа жизни здорового образа жизни
обеспечения
29.Преимущества
Характеризуют значение
благополучия
здорового образа жизни репродуктивного здоровья для
личности
благополучия человека
(2ч)
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3ч)
30.Обеспечение санитарно- Формулируют понятия,
Глава 12.
эпидемиологического
характеризующие санитарноОсвоение основ
благополучия населения эпидемиологическую обстановку
медицинских
31.Неинфекционные и
Усваивают права и обязанности
знаний
инфекционные
граждан в сфере санитарно(3ч)
заболевания и их
эпидемиологического
профилактика
благополучия населения
32.Безопасность при
Характеризуют инфекционные и
возникновении биолого- неинфекционные заболевания
социальных
Определяют санитарночрезвычайных ситуаций эпидемиологическую
чрезвычайную ситуацию
Усваивают правила безопасного
поведения в условиях санитарноэпидемиологической чрезвычайной
ситуации
Модуль «Элементы начальной военной подготовки» (4ч)
33.Строевая подготовка и
Характеризуют элементы военной
Глава 13.
воинское приветствие
подготовки
Основы военной
34.Оружие пехотинца и
Характеризуют вооружение
службы
правила обращения с
пехотинца
(4ч)
ним
Анализируют действия
35.Действия в современном военнослужащего в бою
общевойсковом бою
Характеризуют инженерное
36.Средства
оборудование позиции
индивидуальной защиты Анализируют поведение в
и оказание первой
условиях военных действий
помощи в бою
Объясняют порядок оказания
первой помощи в бою
Итого: 34 ч
11 класс

Тематические
Основное содержание
Основные виды деятельности
блоки, темы
обучающихся
Модуль «Основы комплексной безопасности» (11 ч.)
1. Безопасность при
Характеризуют современные
Глава 1.
использовании
индивидуальные средства передвижения
Безопасное
современных
Формулируют правила безопасности при
поведение на
средств
пользовании индивидуальными
различных видах
индивидуального
средствами передвижения
транспорта
передвижения
Объясняют предназначение дорожных
(3ч)
2. Предназначение
знаков
дорожных знаков и Характеризуют сигнальную разметку на
сигнальной
дороге
разметки
Усваивают правила дорожного
3. Правила
движения, установленные для водителей
безопасного
велосипедов, мопедов, мотоциклов
поведения на
Характеризуют правила безопасного
железнодорожном
поведения на различных видах
транспорте, на
транспорта
воздушном и
водном транспорте
4. Чтобы не было
Характеризуют источники опасности в
Глава 2.
пожаров
быту
Безопасное
5. Средства бытовой
Характеризуют причины возникновения
поведение в
химии. Правила
пожаров
бытовых
обращения с ними и Объясняют причины и опасность пожара
ситуациях
хранение
в жилищах
(2ч)
6. Аварии на
Характеризуют опасные факторы
коммунальных
пожаров (в том числе взрывы бытового
системах
газа)
жизнеобеспечения
Характеризуют правила поведения и
действия при пожаре
Определяют понятие
электробезопасности
Характеризуют меры профилактики
пожаров
Характеризуют права, обязанности и
ответственность граждан в области
пожарной безопасности
Характеризуют правила обращения со
средствами бытовой химии
7. Основные правила
Определяют понятия, характеризующие
Глава 3.
информационной
сферу информационных технологий
Информационная
безопасности
Характеризуют нормативные документы,
и финансовая
8. Основные правила
регламентирующие информационную
безопасность
финансовой
безопасность
(2ч)
безопасности
Характеризуют правила финансовой

9. Защита прав
потребителя, в том
числе при
совершении
покупок в
Интернете
10.Правила
безопасного
поведения в
общественных
местах
11.Порядок действий
при попадании в
опасную ситуацию

безопасности
Характеризуют защиту прав
потребителей при совершении покупок

Узнают порядок действий при риске
возникновения давки в толпе
Характеризуют эмоциональное
заражение в толпе, способы самопомощи
Анализируют правила безопасного
поведения при проявлении агрессии
Анализируют криминальные ситуации в
общественных местах
Узнают порядок действия в случаях,
когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с
ментальным расстройствами)
Усваивают порядок действий в ситуации
обнаружения потерявшегося человека
12.Стадии развития
Характеризуют стадии развития
Глава 5.
конфликтных
конфликта
Безопасность в
ситуаций
Анализируют конфликты в
социуме
13.Факторы,
межличностном общении и конфликты в
(2ч)
способствующие и малой группе
препятствующие
Узнают способы воздействия на человека
эскалации
в большой группе (эмоциональное
конфликта
заражение, внушение, подражание)
Усваивают способы поведения в
конфликте и способы разрешения
конфликтных ситуаций
Анализируют способы противодействия
буллингу и проявлению насилия
Формируют нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций» (4ч)
14.Составляющие
Характеризуют системы РСЧС,
Глава 6.
государственной
ОКСИОН, МЧС России
Система
системы по защите Анализируют структуру РСЧС
государственной
населения от
Формулируют задачи системы РСЧС
защиты
опасных и
Усваивают задачи системы ОКСИОН
населения
чрезвычайных
Характеризуют деятельность МЧС
(2ч)
ситуаций
Российской Федерации
15.Прогнозирование и Определяют особенности
мониторинг
прогнозирования чрезвычайных
Глава 4.
Безопасное
поведение в
общественных
местах
(2ч)

чрезвычайных
ситуаций

ситуаций
Обосновывают необходимость
мониторинга чрезвычайных ситуаций
16.Гражданская
Определяют гражданскую оборону как
Глава 7.
оборона и её
систему мероприятий по защите
Гражданская
основные задачи на населения в военное время
оборона
современном этапе Объясняют задачи подготовки граждан в
(2ч)
17.Инженерная защита области гражданской обороны
населения и
Характеризуют систему оповещения
неотложные работы населения о чрезвычайных ситуациях
в зоне поражения
Узнают правила поведения при угрозе
чрезвычайных ситуаций, возникающих
при ведении военных действий
Характеризуют систему эвакуации
населения
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4ч)
18.НормативноХарактеризуют нормативную базу,
Глава 8.
правовые
регулирующую борьбу с терроризмом и
Экстремизм и
документы,
экстремизмом
терроризм на
регулирующие
Анализируют внешние и внутренние
современном
борьбу с
экстремистские угрозы
этапе
терроризмом и
Характеризуют формы террористической
(2ч)
экстремизмом в
деятельности
Российской
Анализируют формы противодействия
Федерации
терроризму
19.Особенности и
виды
экстремистской и
террористической
деятельности
20.Способы
Характеризуют деструктивные
Глава 9.
противодействия
сообщества экстремистской
Борьба с угрозой
вовлечению в
направленности
экстремистской и
экстремистскую и
Объясняют, как избежать вовлечения в
террористической
террористическую
деструктивные сообщества
опасности
деятельность
Вырабатывают основы
(2ч)
21.Рекомендации по
антитеррористического поведения
безопасному
Усваивают правила безопасного
поведению при
поведения при угрозе террористического
угрозе и в случае
акта
проведения
террористического
акта
Модуль «Основы здорового образа жизни» (2ч)
22.Основы
Определяют наркотизм как опасное
Глава 10.
законодательства
социальное явление
Наркотизм – одна

Характеризуют законодательную
систему, регламентирующую борьбу
государства с наркотизмом
Определяют уровни профилактики
наркотизма
Меры, направленные на сохранение и
укрепление психического здоровья
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3ч)
24. Оказание первой
Определяют понятие первой помощи
Глава 11.
помощи – залог
Характеризуют действия, требующие
Первая помощь и
спасения жизни и
оказания первой помощи
правила её
здоровья
Характеризуют неотложные состояния,
оказания
пострадавших
требующие оказания первой помощи
(3ч)
25.Первая помощь при Объясняют порядок оказания первой
различных
помощи при неотложных состояниях
неотложных
Характеризуют виды транспортировки
состояниях
пострадавших
26.Правила и способы
переноски
(транспортировки)
пострадавших
Модуль «Основы обороны государства» (8ч)
27.Страницы военной Усваивают историю создания армии в
Глава 12.
истории России
России
Вооружённые
Усваивают знания о Днях воинской
Силы Российской 28.Дни воинской
славы (победные
славы в России
Федерации –
дни) России
Характеризуют законодательную базу,
гарант
29.Стратегические
регулирующую порядок установления
обеспечения
национальные
памятных дат и порядок проведения
национальной
приоритеты и
празднования
безопасности
источники угроз
Анализируют государственную политику
Российской
30.Национальная
в сфере национальной безопасности
Федерации
безопасность и
Анализируют гибридные войны и
(8ч)
военная политика
способы противодействия им
Российской
Характеризуют цели и задачи Стратегии
Федерации
национальной безопасности российской
31.Структура
Федерации
Вооружённых Сил
Определяют оборону страны как
Российской
важнейший приоритет
Федерации
Определяют понятие военной политики
32.Виды Вооружённых государства
Сил Российской
Объясняют роль страны в решении
Федерации
международных конфликтов
33.Отдельные рода
Характеризуют структуру Вооружённых
Вооружённых Сил
Сил Российской Федерации
Российской
Характеризуют структуру Министерства
из главных угроз
общественному
здоровью
(2ч)

Российской
Федерации в сфере
борьбы с
наркотизмом
23.Профилактика
наркомании

Федерации
обороны Российской Федерации
34.Воинские
Характеризуют виды Вооружённых Сил
должности и звания Характеризуют рода Вооружённых Сил
в Вооружённых
Усваивают воинские должности и звания
Силах Российской
Определяют понятие военной формы
Федерации
одежды
35.Военная форма
Характеризуют виды военной формы
одежды и знаки
Характеризуют современное состояние
различия
Вооружённых Сил и тенденции развития
военнослужащих
Вооружённых Сил
Российской
Федерации
36.Развитие
Вооружённых Сил
Российской
Федерации
37.Модернизация
вооружения,
военной и
специальной
техники в
Вооружённых
Силах Российской
Федерации
Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (2ч)
38.Призыв граждан на Определяют воинскую обязанность
Глава 13.
военную службу
граждан России
Основы военной
39.Поступление на
Характеризуют порядок призыва на
службы
военную службу по военную службу
(2ч)
контракту
Объясняют порядок освобождения от
40.Альтернативная
военной службы
гражданская служба Характеризуют порядок альтернативной
гражданской службы
Анализируют порядок военной службы
по контракту
Итого: 34ч
Учебные сборы. Тематическое планирование
10 класс
Тема
Содержание темы
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Модуль «Элементы начальной военной подготовки»
1. Строи и управление
Изучить принципы организации строя и
1. Строевая
ими
управления им
подготовка
2. Строевые приёмы и
Понимать значение воинского
(6ч)

движение без оружия
3. Выполнение воинского
приветствия без оружия
на месте и в движении
4. Выход из строя и
возвращение в строй
5. Подход к начальнику и
отход от него
6. Строи отделения
7. Назначение, боевые
2. Огневая
свойства и общее
подготовка
устройство автомата
(8ч)
Калашникова
8. Работа частей и
механизмов автомата
Калашникова при
стрельбе
9. Неполная разборка и
сборка автомата
Калашникова для
чистки и смазки
10.Меры безопасности при
обращении с автоматом
Калашникова и
патронами в
повседневной
жизнедеятельности и
при проведении стрельб
11.Основы и правила
стрельбы
12.Ведение огня из
автомата Калашникова
13.Ручные осколочные
гранаты
14.Меры безопасности при
обращении с ручными
осколочными гранатами
3. Тактическая 15.Современный
общевойсковой бой
подготовка
16.Инженерное
(7ч)
оборудование позиции
рядового бойца
17.Способы передвижения
в бою при действиях в
пешем порядке
18.Элементы военной

приветствия
Освоить выход из строя и возвращение
в строй
Освоить подход к начальнику и отход
от него
Изучить строи отделения

Характеризовать назначение, боевые
свойства и общее устройство автомата
Калашникова
Освоить неполную разборку и сборку
автомата Калашникова, а также чистку
и смазку
Изучить меры безопасности при
проведении боевых стрельб и при
обращении с оружием
Отрабатывать приёмы ведения огня из
автомата Калашникова
Усвоить устройство и поражающие
факторы ручной осколочной гранаты
Усвоить требования безопасности при
отработке обращения с ручными
осколочными гранами

Изучить особенности современного
общевойскового боя
Изучить основные обязанности солдата
в бою
Знать и объяснять основные приёмы
передвижения в бою
Усвоить значение знаний топографии
для успешного ведения боя
Характеризовать основные сигналы

топографии
19.Действия по сигналам
оповещения
20.Оказание первой
помощи в бою
21.Способы выноса
раненого с поля боя
4. Физическая 22.Гимнастика и
атлетическая
подготовка
подготовка
(6ч)
23.Преодоление
препятствий
24.Ускоренное
передвижение, лёгкая
атлетика
25.Комплексное учебнотренировочное занятие
26.Комплексное учебнотренировочное занятие
27.Комплексное учебнотренировочное занятие
28.Комплект
5. Военноиндивидуальный
медицинская
медицинский
подготовка
гражданской защиты
(8ч)
КИМГЗ и
использование его
средств по назначению
29.Назначение,
устройство,
комплектность, подбор
и правила
использования средств
индивидуальной
защиты (противогаза и
респиратора)
30.Назначение,
устройство,
комплектность, подбор
и правила
использования средств
индивидуальной
защиты
(общевойскового
защитного комплекта
(ОЗК) и лёгкого

оповещения и взаимодействие по
сигналам
Тренироваться по оказанию первой
помощи в бою, освоить способы выноса
раненного из боя
Отрабатывать упражнения из области
гимнастической и атлетической
подготовки
Отрабатывать преодоление полосы
препятствий, ускоренное передвижение,
элементы лёгкой атлетики
Отработка необходимых физических
качеств (силы, быстроты,
выносливости)

защитного костюма (Л1))
31.Правила оказания
первой помощи при
ранениях
32.Правила оказания
первой помощи при
ранениях верхних и
нижних конечностей
33.Способы действий
личного состава
Вооружённых Сил
Российской Федерации
в условиях
радиационного
загрязнения,
химического и
биологического
заражения окружающей
среды
34.Практическое занятие
35.Практическое занятие
Итого: 35 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».